Смерть Тарелкина
Александр Сухово-Кобылин,
черная комедия, 16+
Режиссер — Семен Серзин
Художник-постановщик — София Матвеева
Пластика — Анна Закусова
Композитор — Евгений Серзин
Действующие лица и исполнители:
Иван Антонович Расплюев — Андрей Вергелис
Максим Кузьмич Варравин — Женя Анисимов
Кандид Касторович Тарелкин — Олег Сенченко / Андрей Панин
Антрепренер, Мавруша, Антиох Елпидифорович Ох — Илья Борисов
Качала-шатала, писарь Ванечка — Михаил Касапов
Людмила Спиридоновна Брандахлыстова, доктор Унмеглихкейт — Юлия Башорина
«Решено!.. не хочу жить... Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!.. Умру. Но не так умру, как всякая лошадь умирает, — взял, да так, как дурак, по закону природы и умер. Нет, — а умру наперекор и закону и природе; умру себе в сласть и удовольствие; умру так, как никто не умирал!..»
Запутавшись в собственных долгах, чиновник средней руки Тарелкин не придумывает ничего лучше, как имитировать собственную смерть. С мёртвого денег не возьмёшь, да и случай для «смерти» представился самый подходящий. Только что представился сосед Тарелкина — Сила Силыч Копылов, у которого детей нет, родных нет, долгов тоже нет, а паспорт есть! «Покойным» теперь будет Тарелкин, а Копылов «живым».
Гротесковый авторский текст Сухово-Кобылина, написанный более столетия назад и далеко выходящий за рамки сатиры, и сегодня остается поразительно актуальным. Автор продолжает начатую Гоголем и Салтыковым-Щедриным тему изобличения глупости, жадности и бюрократии.
Премьера
Продолжительность
2 часа 30 минут с одним антрактом
Предупреждение
Обратите внимание: в антракте мы попросим вас выйти из зала, так как будем готовить сцену ко второму акту.
Действующие лица и исполнители
Иван Антонович Расплюев
Максим Кузьмич Варравин
Кандид Касторович Тарелкин
Кандид Касторович Тарелкин
Антрепренер, Мавруша, Антиох Елпидифорович Ох
Качала-Шатала, писарь Ванечка
Людмила Спиридоновна Брандахлыстова, доктор Унмеглихкейт
ВХОДИТ В ПОДБОРКИ
Фантастика!!! Эмоции переполняют!!! Браво, браво, браво!!!! Рекомендую всем к просмотру!
Любите ли вы чёрные комедии? Я — да. Поэтому в собственный День рождения сходила в «Приют комедианта» дабы взглянуть на постановку «Смерть Тарелкина» по одноименной пьесе Сухово-Кобылина. И, надо сказать, не разочаровалась. До антракта происходящее на сцене является сплошной фантасмагорией, хоть и ни на букву не отходит от первоисточника. После антракта заключительное третье действие происходит в реалистичной манере, пугающей и комичной одновременно. Актёры жгут напалмом весь спектакль, причём выделить кого-то одного сложно.
В этом спектакле главное — продраться через первое действие, не устать от веселой масочной кутерьмы и танцев и все сложится во втором действии. Ляжет весь спектакль как по кирпичикам, наступит момент, как на хороших спектаклях думаешь: «Ну, этот (режиссер), ну сукин сын, как поставил!!!» У меня сложилось всё <... > Отдельное мерси и почтение Евгению (Жене) Анисимову в роли Варравина Максима Кузьмича. Очень сильная, стильная, качественная, если так можно сказать работа. В течение спектакля было несколько моментов восхищения именно этим актером, внутренним огнем и мастерством.
Все, что мы видим, происходит здесь и сейчас, не в театре, на самом деле и по всей стране.
Спектакль у молодого, но уже не начинающего петербургского режиссера Семена Серзина, работавшего в соавторстве с художником Софией Матвеевой, получился именно что страшным в первую очередь. Хоть и начинается он с оголтелого балагана, в котором все герои появляются в образах цирковых артистов конца позапрошлого столетия.
Анисимов просто разрывает зал. Однако весь актерский состав на подбор. Вся фарсовая часть отыгрывается с такой верой в происходящее, что актерам хочется аплодировать стоя.
Из интервью режиссера Семена Серзина: «Мне кажется, выбор материала в данном случае дело двоякое, как ты его выбираешь, так и он тебя. Можно долго говорить про актуальность, злободневность, юмор, сатиру Сухово-Кобылина, но мне в первую очередь она понравилась с той стороны, что в ней нет положительных героев. Некому сопереживать. И с этим интересно было разбираться».
Семен Серзин смешал крепкий разножанровый коктейль, соединив жутковатый сюрреалистический фарс с документальностью.
В интерпретации Семёна Серзина на сцене остаётся жалкий, слабый человечек с окровавленной головой. Он обречён: нетрудно представить, что с ним чуть позже сделает дуэт (И)«ван Хельсингов», закатавших рукава... Если ты «вурдалак беспаспортный» — никакого труда не составляет посадить тебя «в секрет», где никто тебя не услышит. Тарелкины по-прежнему опережают прогресс. Вместо многоточия — короткие телефонные гудки.
Отсутствие цинизма и открытость диалогу со зрителем вызывают ответное доверие. Основные мотивы трилогии Сухово-Кобылина: глупость, жадность, бюрократический беспредел — не теряют актуальности, а укрепляются примерами из современности. В спектакле «Приюта комедианта» в первую очередь звучит голос в защиту гражданских прав и свобод.
Но самый потрясающий — Варравин-Анисимов. В первом действии ему как будто не хватает демонического (хотя его партия, пожалуй, самая сложная). Но во втором он своей игрой просто размазывает зрителя по стенке. Этот его чистый лоб с аккуратными завитками, холеные чуткие пальцы, подергивающиеся уголки губ, кошачья походка, вкрадчивый голос — и жуткие, совершенно безумные глаза…