Преступление и наказание
Фёдор Достоевский,
спектакль Константина Богомолова, 18+
Режиссер — Константин Богомолов
Действующие лица и исполнители:
Родион Раскольников — Дмитрий Лысенков
Порфирий Петрович — засл. арт. РФ Александр Новиков
Соня Мармеладова — нар. арт. РФ Марина Игнатова
Аркадий Иванович Свидригайлов — нар. арт. РФ Валерий Дегтярь
Пульхерия Александровна Раскольникова — Алена Кучкова
Семен Захарович Мармеладов — Илья Дель
Дуня Раскольникова — Мария Зимина
Петр Петрович Лужин — Алексей Ингелевич
Фото на странице — Стас Левшин.
Громкое возвращение Константина Богомолова на сцену Театра на Садовой, которое получило два «Золотых Софита», семь номинаций на «Золотую Маску» и приз за лучший спектакль.
Константин Богомолов о спектакле:
«В этом спектакле вы не увидите Достоевского кричащего, страдающего, рыдающего. Здесь Достоевский спокойный, скорее рациональный, а не эмоциональный. Все эмоции здесь спрятаны внутрь. Сам подход к «преступлению» здесь (не способ изложения), действительно, тарантиновский. В том смысле, что у Тарантино смерть не рассматривается как драма, она — только эпизод жизни. Из истории Раскольникова изъяты моменты физических мучений, хотя сохранены и текст, и структура романа. Но при этом каждый монолог изъят из зоны нравственных и моральных мучений. Вот что здесь от Тарантино».
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
- Спектакль — лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы»;
- Две Высшие театральные премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит»: «Лучшая мужская роль» — Александр Новиков, «Лучшая женская роль» — Марина Игнатова;
- Семь номинаций на Национальную театральную Премию «Золотая Маска»: «Лучшая работа режиссера» — Константин Богомолов, «Лучшая мужская роль» — Дмитрий Лысенков, «Лучшая мужская роль» — Александр Новиков, «Лучшая женская роль второго плана» — Мария Зимина, «Лучшая женская роль второго плана» — Марина Игнатова, «Лучшая мужская роль второго плана» — Валерий Дегтярь, «Лучшая работа художника по костюмам» — Лариса Ломакина;
- Номинация на «Премию KudaGo» в номинации «Спектакль года».
Премьера
Продолжительность
3 часа 30 минут с двумя антрактами
Действующие лица и исполнители
Родион Раскольников
Заслуженный артист России
Порфирий Петрович
Народная артистка России
Соня Мармеладова
Народный артист России
Аркадий Иванович Свидригайлов
Пульхерия Александровна Раскольникова
Семен Захарович Мармеладов
Дуня Раскольникова
Петр Петрович Лужин
ВХОДИТ В ПОДБОРКИ
Чистейший Достоевский, причём, удивительно, сколько жизни режиссёр вдохнул в этот текcт... Как по-новому он раскрывается, какие лёгкие, ироничные интонации порой рождаются. Хоть ты и читал много раз этот роман, тебя захватывает целиком и ты с замиранием вслушиваешься в эти длиннющие монологи, вкушая каждое слово.
Знаете, это что-то невероятное... Какие актеры собрались. У меня не хватает сил, чтобы описать всё, что меня окружало в тот вечер.
На сцене прекрасные актеры — Александр Новиков, Марина Игнатова, Дмитрий Лысенков, Валерий Дегтярь, Илья Дель. Если эти имена вам ни о чем не говорят, просто поверьте — это питерские звёзды. Я очень люблю, когда спектакль можно похвалить и посоветовать, и вот «Преступление и наказание» — именно тот случай.
Спектакль потрясающий!!! Очень интересная интерпретация произведения Ф. Достоевского, такое расследование/исследование преступления. Почти четыре часа пролетели не заметно. И я теперь понимаю тех, кто специально ходит на Дмитрия Лысенкова.
Три с половиной часа на одном дыхании. Специфичная стилистика, неожиданная манера... Да, это не тот роман, который остался в памяти из школьной программы. Текст тот, но роман другой. Актеры — браво. Резюме — идти и смотреть.
Все без исключения актеры играют просто невероятно, не представляю, как режиссер добивается от них такого уровня сценической правды при полном отсутствии внешних выразительных средств. Дмитрий Лысенков (Раскольников), Александр Новиков (Порфирий Петрович) и Валерий Дегтярь (Свидригайлов) — просто ювелирные работы!
Персонажи спектакля – люди, которых обманул мир, обманула культура: они это знают, но продолжают использовать те матрицы, тот язык, который предлагает им человеческий опыт. Порою этот прием хулигански ироничен.
Три с половиной часа с двумя антрактами пролетают на одном дыхании. Для каждого героя режиссер нашел удивительно точный сегодняшний социальный эквивалент, который подчеркнут идеально найденной (снова респект Ларисе Ломакиной) внешней формой, а текст Достоевского позволяет разобраться до самых мелочей в сути тех, кто был и будет в российской реальности всегда.
Можно не вслушиваться в километры слов, не любить так называемый современный театр и выкрутасы его, не фанатеть от творчества Богомолова, но состав исполнителей в «Преступлении…» сам по себе достоин культпохода.
Поразительная работа Валерия Дегтяря. Аккуратный мужчина в темном костюме теребит обручальное кольцо на пальце, выговаривая и выговаривая всего себя, но дна тем не менее не видно, а текст стремится за пределы текста, в какую-то неведомую перспективу. <...> Порфирий Александра Новикова, наверное, самое захватывающее приключение этого спектакля. Здесь обозначаются несколько уровней разыгрывания персонажа.
Игра всего актерского состава – настоящий экстаз. Намеренно понижая тон, все говорят без нажима, как мы в обыденной жизни. Без заламывания рук и пафоса, они достигают невероятной психологической достоверности, где любые внесенные смыслы уместны. Поэтому в зале то гогочут, то утирают слезы под песню из советского мюзикла «Для любви не названа цена. Лишь только жизнь одна,
Пробуждая нас от академической дремы, Богомолов пилит сук национальной доктрины нравственности, сформулированной Достоевским. Об очищающей функции страдания. Один за другим герои произносят монологи, суть которых нам известна: каждый погубил свою жизнь или готовится это сделать.
«Некая идеология Тарантино имеет отношение к этому спектаклю, связано это с препарированием темы убийства, преступления. Менее религиозное, более циничное, чем у Достоевского, более современное что ли. В этом отношении, действительно, Тарантино имеет влияние на эту историю, но не в способе изложения», — подчеркнул режиссер Константин Богомолов.
Актеры-интеллектуалы, виртуозно работая со словом, жонглируя сентенциями, как циркачи, заставляют зал не просто дивиться узнаваниям (текст, написанный более века назад, звучит со сцены, как публицистика из сегодняшних газет), но и смеяться.
В театре «Приют комедианта» переосмысливают классику. Московский режиссер Константин Богомолов, известный своими провокационными постановками, взялся за одного из самых петербургских авторов. «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского теперь без страданий и сильных эмоций. Это спокойное повествование под музыку из кинофильмов и рок-опер. Такой Достоевский вызвал небывалый интерес.
«Преступление и наказание» в «Приюте комедианта» — работа элегантная и минималистичная, но это минимализм с очень богатой внутренней отделкой. Как, собственно, тот графитовых оттенков кабинет, в который его поместила сценограф Лариса Ломакина: строгая геометрия стен проработана сложными неброскими линиями, выступами, углублениями. В обманчиво простой коробке разыгрывается обманчиво простой спектакль.