Лир
По мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир»,
трагикомедия, 18+
Режиссер-постановщик — Константин Богомолов
Художник-постановщик — Лариса Ломакина
Известную трагедию Уильяма Шекспира «Король Лир» Константин Богомолов превратил в черную комедию, соединив в одном спектакле, казалось бы, несоединимое. Новый «Лир» — это сочетание предельной зрелищности, замешанной на агрессивной театральности и острохарактерной гротесковой актерской игре с гэгами и аттракционами, с размышлениями о современном мире и месте человека в этом мире.
Эта захватывающая история, поставленная по законам провокативной эстетики, — ироничная и трагическая, жесткая и лиричная одновременно... «В твои глаза взглянул я недавно, о Жизнь: сверкало золото в ночи глаз твоих — и стихло сердце мое перед страстным желанием.... Кто не испытывал ненависти к тебе — сковывающей, опутывающей, соблазняющей, ищущей, обретающей! Кто не любил тебя — невинную, нетерпеливую, взбалмошную грешницу с глазами ребенка! ...Тут Жизнь задумчиво оглянулась вокруг и тихо произнесла: „О Человек, ты не слишком-то верен мне! Ты давно уже любишь меня не так сильно, как говоришь; я знаю, ты собираешься скоро покинуть меня“. И смотрели мы друг на друга, и бросали взгляды на зеленый луг; на который опускалась вечерняя прохлада, и рыдали. И в тот раз Жизнь была мне милее, чем когда-либо вся мудрость моя».
Награды
- Спектакль-лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» сезона 2011-2012
Фестивали
- участник программы Russian Case фестиваля «Золотая маска» 2012 года;
- участник фестиваля современного театрального искусства «Theaterformen» (Ганновер, Германия) 2013 год;
- участник Международного форума театрального искусства «Teart» (Минск, Белоруссия);
- участник «Петербургского театрального сезона в Марселе», 2013.
Премьера
Продолжительность
2 часа 30 минут с одним антрактом
Настоящая провокация, но правильная, не отталкивающая, грамотная, КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ 👍🏽. Сочетание, казалось бы, несочетаемого, добавление в современную постановку, казалось бы, клише. Смешение реалий, эпох, текстов, плюс ко всему застолья с задорными песенками, тетя Лир с оттенком Сталина 🤔 пьёт водочку. Сто процентов авторский театр, действительно качественная постановка 🔥. Нет ни одного необыгранного реквизита, все к месту, каждое слово в точку. А какая крутая Роза Хайруллина 😍. А Павел Чинарев в белом платьице 🙈. Вот таким должен быть современный театр 🎭. Я не могла сдержать улыбку на протяжении всего спектакля, я аплодировала стоя.
«Лир» Константина Богомолова — редкое удовольствие для мозгов. Спасибо, что так горячо мне рекомендовали этот спектакль. Я редко бываю в драматических театрах, к тому же со скепсисом отношусь к попыткам вложить новые смыслы в шекспировские тексты. Но тут все получилось изящно, тонко и с большим вкусом. Даже «чёрные» шуточки служат всего лишь тенями, которые художник накладывает на холст, чтобы сделать картину объемнее и живее, подчеркивая маленькие, но важные нюансы. Талантливая актерская работа — блистали все, а ярче всех своей пронзительной игрой Роза Хайруллина. Я даже всерьёз расстроилась, что пришла без цветов. Но все-таки, как славно, что такие вещи происходят.
Я, наверное, не припомню другого спектакля, где смена полов была бы на столько органична и уместна. И какие же они классные, особенно мужчины в женском обличии, я готова признаться в любви практически каждому! Но особенно хороша Корделия — Павел Чинарев ❤. И конечно же, текст ❤. Шекспир переплетается с Ницше, Маршаком, откровением Иоанна Богослова и все это звучит так актуально и уместно, несмотря на то, что действие перенесено в Россию 40-х годов. Все таки спектакли Богомолова это особый мир, и мне в этом мире очень комфортно.
Из тех спектаклей, которые не забудешь. Из тех, от которых переживаешь всю палитру эмоций — от восторга до омерзения. От стёба — к ужасу и тоске. Сгусток энергии закручивается на сцене и рикошетит в зал — остаться сторонним наблюдателем шансов нет. Абсурд, шок, подтексты, аллюзии — это зеркало или погружает и затягивает, либо выталкивает. Это то самое кривое зеркало, с осколком, попавшим с сердце. Зеркало с линзой, увеличивающей и вытягивающей на поверхность всё, что благообразно скрыто и сглажено.
Бежать бесполезно, это бег от самого себя.
Богомолов нашел в недавнем историческом прошлом ситуацию, которая по сути и масштабам трагичности соответствует тому, о чем написана пьеса Шекспира «Король Лир», – о такой мере предательства отцами детей, а детьми – отцов, после которого, кроме конца света, ждать нечего.
Хайруллина играет ни больше ни меньше — короля Лира. И тут не тот случай, когда короля играет свита. Эта маленькая сухощавая женщина — с головы до ног король. С неколебимой внутренней уверенностью в своем праве самодурствовать и тиранить. Когда одна дочь предала, Лир тем страстней расточает похвалы второй— как изумительно пластично и точно она передает уговаривание самого себя: уж эта—то не предаст. Лир болен раком — и мертвым блеклым голосом читает медицинское описание механизма роста опухоли. Его сажают в психушку, мучают, колют аминазином — глаза Хайруллиной начинают смотреть как бы внутрь, наполняются всепониманием, окончательным знанием про горести мира. Актриса возводит режиссерскую затею в степень искусства.
Шекспир в спектакле Богомолова — не тот, кто отвечает на вопросы. Он — тот, кто их задает. Какие солнечные затмения, какие вселенские бури — такое ли было?! Недаром пресловутая «сцена бури» в этом «Лире», начинаясь с тихого, полного затаенной боли монолога оскорбленного отца, проклинающего своих детей («дуй, ветер, дуй!»), — заканчивается текстом Откровения Иоанна Богослова. Даже величайшей трагедии бывает недостаточно. Спектакль Богомолова — один из немногих на нашей сцене достойных ответов на классический вопрос об «искусстве после Освенцима». И по идеологии — и по системе приемов.
Снова хрестоматийный текст проверяется на прочность молодыми радикалами — и снова не избежать скандала. Уже сегодня можно предположить, что петербургский дебют одного из самых смелых московских режиссеров пройдет, что называется, с большим общественным резонансом. Не потому, конечно, что Богомолов называет собственную интерпретацию «Лира» комедией и готовится замесить действие на черном юморе, театральных аттракционах и эстетических провокациях. Все дело в том, что трагедия Шекспира понадобилась режиссеру как повод высказаться на сакральную, если не сказать табуированную для современного российского искусства тему войны. Причем не какой-то там абстрактной войны — но Великой Отечественной.