Лир
По мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир»,
трагикомедия, 18+
Режиссер-постановщик — Константин Богомолов
Художник-постановщик — Лариса Ломакина
Известную трагедию Уильяма Шекспира «Король Лир» Константин Богомолов превратил в черную комедию, соединив в одном спектакле, казалось бы, несоединимое. Новый «Лир» — это сочетание предельной зрелищности, замешанной на агрессивной театральности и острохарактерной гротесковой актерской игре с гэгами и аттракционами, с размышлениями о современном мире и месте человека в этом мире.
Эта захватывающая история, поставленная по законам провокативной эстетики, — ироничная и трагическая, жесткая и лиричная одновременно... «В твои глаза взглянул я недавно, о Жизнь: сверкало золото в ночи глаз твоих — и стихло сердце мое перед страстным желанием.... Кто не испытывал ненависти к тебе — сковывающей, опутывающей, соблазняющей, ищущей, обретающей! Кто не любил тебя — невинную, нетерпеливую, взбалмошную грешницу с глазами ребенка! ...Тут Жизнь задумчиво оглянулась вокруг и тихо произнесла: „О Человек, ты не слишком-то верен мне! Ты давно уже любишь меня не так сильно, как говоришь; я знаю, ты собираешься скоро покинуть меня“. И смотрели мы друг на друга, и бросали взгляды на зеленый луг; на который опускалась вечерняя прохлада, и рыдали. И в тот раз Жизнь была мне милее, чем когда-либо вся мудрость моя».
Награды
- Спектакль-лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» сезона 2011-2012
Фестивали
- участник программы Russian Case фестиваля «Золотая маска» 2012 года;
- участник фестиваля современного театрального искусства «Theaterformen» (Ганновер, Германия) 2013 год;
- участник Международного форума театрального искусства «Teart» (Минск, Белоруссия);
- участник «Петербургского театрального сезона в Марселе», 2013.
Премьера
Продолжительность
2 часа 30 минут с одним антрактом
Действующие лица и исполнители
Заслуженная артистка России
Король Лир
Георгий Максимилианович Альбани
Гонерилья Лировна Альбани, его жена
Регана Лировна Корнуэлл, его жена
Корделия Лировна Лир, младшая дочь Лира
Эдмонд Самуилович Глостер, его незаконный сын, русский (по матери)
Самуил Яковлевич Глостер, писатель
Настоящая провокация, но правильная, не отталкивающая, грамотная, КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ 👍🏽. Сочетание, казалось бы, несочетаемого, добавление в современную постановку, казалось бы, клише. Смешение реалий, эпох, текстов, плюс ко всему застолья с задорными песенками, тетя Лир с оттенком Сталина 🤔 пьёт водочку. Сто процентов авторский театр, действительно качественная постановка 🔥. Нет ни одного необыгранного реквизита, все к месту, каждое слово в точку. А какая крутая Роза Хайруллина 😍. А Павел Чинарев в белом платьице 🙈. Вот таким должен быть современный театр 🎭. Я не могла сдержать улыбку на протяжении всего спектакля, я аплодировала стоя.

«Лир» Константина Богомолова — редкое удовольствие для мозгов. Спасибо, что так горячо мне рекомендовали этот спектакль. Я редко бываю в драматических театрах, к тому же со скепсисом отношусь к попыткам вложить новые смыслы в шекспировские тексты. Но тут все получилось изящно, тонко и с большим вкусом. Даже «чёрные» шуточки служат всего лишь тенями, которые художник накладывает на холст, чтобы сделать картину объемнее и живее, подчеркивая маленькие, но важные нюансы. Талантливая актерская работа — блистали все, а ярче всех своей пронзительной игрой Роза Хайруллина. Я даже всерьёз расстроилась, что пришла без цветов. Но все-таки, как славно, что такие вещи происходят.

Я, наверное, не припомню другого спектакля, где смена полов была бы на столько органична и уместна. И какие же они классные, особенно мужчины в женском обличии, я готова признаться в любви практически каждому! Но особенно хороша Корделия — Павел Чинарев ❤. И конечно же, текст ❤. Шекспир переплетается с Ницше, Маршаком, откровением Иоанна Богослова и все это звучит так актуально и уместно, несмотря на то, что действие перенесено в Россию 40-х годов. Все таки спектакли Богомолова это особый мир, и мне в этом мире очень комфортно.

Из тех спектаклей, которые не забудешь. Из тех, от которых переживаешь всю палитру эмоций — от восторга до омерзения. От стёба — к ужасу и тоске. Сгусток энергии закручивается на сцене и рикошетит в зал — остаться сторонним наблюдателем шансов нет. Абсурд, шок, подтексты, аллюзии — это зеркало или погружает и затягивает, либо выталкивает. Это то самое кривое зеркало, с осколком, попавшим с сердце. Зеркало с линзой, увеличивающей и вытягивающей на поверхность всё, что благообразно скрыто и сглажено.
Бежать бесполезно, это бег от самого себя.

Богомолов нашел в недавнем историческом прошлом ситуацию, которая по сути и масштабам трагичности соответствует тому, о чем написана пьеса Шекспира «Король Лир», – о такой мере предательства отцами детей, а детьми – отцов, после которого, кроме конца света, ждать нечего.
Хайруллина играет ни больше ни меньше — короля Лира. И тут не тот случай, когда короля играет свита. Эта маленькая сухощавая женщина — с головы до ног король. С неколебимой внутренней уверенностью в своем праве самодурствовать и тиранить. Когда одна дочь предала, Лир тем страстней расточает похвалы второй— как изумительно пластично и точно она передает уговаривание самого себя: уж эта—то не предаст. Лир болен раком — и мертвым блеклым голосом читает медицинское описание механизма роста опухоли. Его сажают в психушку, мучают, колют аминазином — глаза Хайруллиной начинают смотреть как бы внутрь, наполняются всепониманием, окончательным знанием про горести мира. Актриса возводит режиссерскую затею в степень искусства.
Шекспир в спектакле Богомолова — не тот, кто отвечает на вопросы. Он — тот, кто их задает. Какие солнечные затмения, какие вселенские бури — такое ли было?! Недаром пресловутая «сцена бури» в этом «Лире», начинаясь с тихого, полного затаенной боли монолога оскорбленного отца, проклинающего своих детей («дуй, ветер, дуй!»), — заканчивается текстом Откровения Иоанна Богослова. Даже величайшей трагедии бывает недостаточно. Спектакль Богомолова — один из немногих на нашей сцене достойных ответов на классический вопрос об «искусстве после Освенцима». И по идеологии — и по системе приемов.
Снова хрестоматийный текст проверяется на прочность молодыми радикалами — и снова не избежать скандала. Уже сегодня можно предположить, что петербургский дебют одного из самых смелых московских режиссеров пройдет, что называется, с большим общественным резонансом. Не потому, конечно, что Богомолов называет собственную интерпретацию «Лира» комедией и готовится замесить действие на черном юморе, театральных аттракционах и эстетических провокациях. Все дело в том, что трагедия Шекспира понадобилась режиссеру как повод высказаться на сакральную, если не сказать табуированную для современного российского искусства тему войны. Причем не какой-то там абстрактной войны — но Великой Отечественной.