Версия для слабовидящих

Поздравляем Олега Погудина с юбилеем

Народному артисту России, выдающемуся певцу и режиссеру Олегу Погудину 22 декабря исполняется 55 лет.

На нашей сцене зрители не раз слышали его поэтический спектакль-концерт «Мелодия рассвета». К юбилею Олега Евгеньевича делимся размышлениями артиста о романсе, поэзии, театре и творчестве.

О романсе

Русский романс тем уникален и тем необходим и русской, и мировой культуре, что он обращается к сути человеческих мыслей, чувств, переживаний, к сути жизни, самому главному. Тому, что мы называем словом «любовь». <...> И как знаменитое пушкинское «любви все возрасты покорны» — так и романс может покорить сердце любого человека. Но есть два условия. Первое — способность любить и желание любить. Второе — это элементарная образованность или элементарная чистота. Этого романс требует.

Я думаю, что это жанр меня нашел. И по состоянию души, и по характеру, и даже физически, я абсолютно для этого жанра предназначен и соответствую ему. Тембр моего голоса и манера поведения — это все абсолютно схоже с качествами лирического героя русского городского романса. Подчеркиваю, городского. Для меня это действительно все очень органично и просто — достаточно надеть костюм, взять гитару и все.

«Олег Погудин

Олег Погудин. Автор фото: Елена Мартынюк.

О режиссерском почерке

То, что в первую очередь определяет и мою актерскую индивидуальность, — внимательное отношение к авторскому тексту. В нынешних модных режиссерских подходах нередко отходит в тень само слово писателя или поэта. Больше внимания уделяется постановочным средствам. У нас же на первом плане «великое русское слово». Помните, как у Мандельштама: и слово в музыку вернись. <...> За спиной 35 лет работы в том жанре, в котором первичен текст, поэтому, ставя свои концерты-спектакли (кстати, первым это определение использовал Станиславский, вторым — Таиров), я не занимаюсь поиском или выдумыванием смыслов, которые материал не предлагает, не предполагает и не предоставляет. Я бы даже сказал, что у меня нет желания заявить о своей режиссерской субъектности и стать глашатаем каких-нибудь новых театральных практик или пуститься в плавание на волнах своего подсознания. Я — ученик в русской школе психологического театра.

О сценическом успехе

Я — актер, и могу сказать — поэт и актер не тождественные виды деятельности. Хочешь «сценического успеха» — иди служить на театре. А успех вообще зависит очень от многих вещей: состояния здоровья, материального благосостояния, поддержки близких... Но! Внешние обстоятельства могут помешать таланту, при этом ни они, ни менеджерские усилия не заставят народ полюбить человека бездарного.

«Олег Погудин

Концерт-спектакль «Ар-деко». Фото пресс-службы Государственного Кремлевского Дворца.

О театре

В театре изменяется реальность. Театр для этого и существует. Театр — это игра, где мы становимся другими, мы меняем вокруг себя пространство и меняем в какой-то степени жизнь тех людей, которые пришли нас послушать.

Когда в зале немного людей — ты фактически с каждым из них в диалоге. Но если в большом зале ты попадаешь в нужный резонанс с публикой, дальше тебя подхватывает эта фантастическая волна, ты будто опираешься на крыло и летишь.

О «Мелодии рассвета»

Я подпал под обаяние этой простой городской жизни [Греции]. Выходные, вечер субботы и на улицах накрываются столы, собираются люди из окрестных домов, вместе едят, разговаривают... и вдруг появляется гитара и начинается пение. Я видел, насколько это объединяет все поколения, насколько это важно и искренне.

[Меня вдохновила] любовь к Греции, ее истории, ее культуре, ее людям и желание поделиться со зрителем своими чувствами и знаниями. Почему я говорю о знаниях? Если мелодия греческой песни донесется к нам издалека, так, что слова неразличимы, мы можем воспринять ее как русскую — настолько они бывают близки мелодически. В тоже время, мы очень часто представляем Грецию страной моря и солнца, в которой немыслимы неприятности и беды, и оттого все греческие песни кажутся нам веселыми. Но греческая история ХХ века потрясающе сложна и трагична даже для этой эпохи. И представленные в программе греческие песни — ее отражение.

Спектакль-концерт «Мелодия рассвета». Автор фото: Вероника Лаптева.

О поэзии

Александр Николаевич Вертинский говорил: «Я выхожу на сцену как поэт». Мне хочется вслед за ним сказать то же самое. Да, я певец, но я выхожу на сцену как автор, как поэт, потому поэтическое слово для наших спектаклей так же важно, как романсовое.

Современному поэту легче выйти к своей аудитории. И это — огромный бонус. Но этот бонус порождает проблему: отсутствие критического отношения к себе. <...> Но вообще у поэта соперников нет — как говорил Окуджава: «ни на улице и не в судьбе...».

О зрителе

Типичный филармонический зритель — это состоявшийся, профессионально успешный человек (скорее женщина, чем мужчина) с высшим образованием.

Идеальных выступлений не бывает. Всегда есть какая-то неудовлетворенность. Но это касается только моей работы и каких-то технических моментов. Вниманием и реакцией публики я удовлетворен всегда, без исключения. Зритель у меня совершенно чудесный. Низкий им поклон. Могу сказать, что я всегда честно работаю и всегда отдаю себя без остатка. Я недаром топчу сцену и недаром занимаю внимание зрителя.

«Олег Погудин

Спектакль «Лермонтов. Я к вам пишу» в театре Елены Камбуровой. Автор фото: Виталий Татаринович.

О будущем романса

Судя по тому, что, наконец, перестали настаивать, что романс и вообще камерная вокальная музыка устарели, а наоборот говорят о том, что ни в коем случае нельзя, чтобы из искусства уходила эмоция, что главное — не жанровая принадлежность, а художественная ценность, что людям нужны подлинные чувства и переживания, а не постмодернистско-иронические экзерсисы, в которых главное — борьба с незакрытыми гештальтами постановщика, завмуза и завлита, а народ заполняет залы на романсовых концертах от Петрозаводска до Владивостока, смотреть вперед можно без боязни.

Об искусстве

Вокруг искусства должны кипеть страсти. Настоящее искусство страстно, пристрастно, необъективно и неполиткорректно, нужно только помнить, ради чего, собственно, мы приходим в театр, и очень печально, что для кого-то околотеатральные страсти могут быть важнее искусства.

О деталях

Костюм должен быть безупречен. Запонки, бабочка, галстук, ремень — это все вещи, которые требуют внимания и отвлекают от ненужного волнения. Очень помогает, когда ты концентрируешься на деталях. При постоянной гастрольной жизни, самое лучшее — сосредоточиться на деталях. И все вдохновение, которое ты пытаешься уловить для творчества, счастье и энергия — они должны скапливаться внутри, чтобы выплеснуться на сцене во время представления.

«Олег Погудин

Олег Погудин. Автор фото: Виталий Татаринович.

О простых радостях

Мы все, цитируя Мандельштама, люди эпохи Москвошвея, со своими простыми горестями и радостями и возвышенными мечтами и идеалами. Александр Блок, например, после революции стремился записать и сохранить самые простые романсы, типа «Дышала ночь восторгом сладострастья», понимая, что и без их авторов, говоря словами Андрея Платонова, народ не полный.

Справка

Олег Евгеньевич Погудин родился 22 декабря 1968 года в Ленинграде. С 1979 по 1982 год был солистом Детского хора Ленинградского радио и телевидения под управлением Ю.М. Славнитского. После окончания ЛГИТМИКа (ныне РГИСИ) работал в БДТ им. Г.А. Товстоногова. Стажировался в Eugene O’Niell Theater Center в США по программе «Американский мюзикл». В 2009-2012 годах проходил стажировку по классу вокала в Центре оперного пения у Галины Вишневской.

В 1991 году вышла первая виниловая пластинка артиста «Звезда любви». В настоящее время его дискография насчитывает более двадцати альбомов. Только в 2020 году Олегом Погудиным было выпущено три новых альбома: «Русское танго», «Je chante» и «Мелодия рассвета».

Олег Погудин успешно гастролирует не только в России, но и за рубежом. Сольные концерты Олега Погудина проходят в таких залах как Государственный Кремлевский дворец, Концертный зал имени Чайковского, Светлановский зал Московского международного Дома музыки, Большой зал консерватории имени П.И. Чайковского, Большой концертный зал «Октябрьский», Государственная академическая Капелла имени М.И. Глинки, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича.

Он выступал с сольными концертами на сцене концертного зала «Эстония» в Таллине, концертного зала «Большая гильдия» в Риге, Хорватского национального театра в Загребе, Laeiszhalle в Гамбурге, Konserthuset в Стокгольме, Piccolo Teatro di Milano, в Музеон Исраэль в Тель-Авиве, во Дворце Наций в Женеве, Teatro Isabel la Catolica в Гранаде, Millenium Theatre в Нью-Йорке, Palace of Fine Arts в Сан-Франциско.

В 2004 году Олег Погудин был удостоен звания «Заслуженный артист России», в 2015 — «Народный артист России». Лауреат Царскосельской художественной премии, Молодежной премии «Триумф», премии Виктора Розова «Хрустальная роза», премии правительства Российской Федерации. В 2023 году за создание концертов-спектаклей «Золотой век» и «Серебряный век» удостоен Всероссийской поэтической премии имени Андрея Дементьева.

Источники
  • «Олег Погудин: романс жестоко мстит за себя» / беседовали Александр Винокуров и Марина Александрова // Кузбасс. FM. 22.09. 2006. URL: https://kuzbassfm.ru/guest/51?refresh (дата обращения 22.12.2023).
  • «Олег Погудин. Серебряный голос России / беседовала Татьяна Пискова // New Style. 24.02. 2018. URL: https://newstyle-mag.com/interview-oleg-pogudin/ (дата обращения 22.12.2023).
  • «Новая программа „Мелодия рассвета“» // Олег Погудин. Официальный сайт. 08.11.2020. URL: https://www.pogudin.ru/news/news_67.html (дата обращения 22.12.2023).
  • «И слово в музыку вернись. Путешествие „Золотого века“ Олега Погудина» / беседовал Дмитрий Глебов // Литературная газета. — 2021. — 13 июля. Цит. по: Олег Погудин. Официальный сайт. URL: https://www.pogudin.ru/news/news_110.html (дата обращения 22.12.2023).
  • «Олег Погудин о тайне популярности русского романса» / беседовал Павел Воронцов // Музыкальный Клондайк. — 2021. — 25 июля. Цит. по: Олег Погудин. Официальный сайт. URL: https://www.pogudin.ru/news/news_87.html (дата обращения 22.12.2023).
  • «Олег Погудин о тайне популярности русского романса» / беседовал Павел Воронцов // Музыкальный Клондайк. — 2021. — 25 июля. Цит. по: Олег Погудин. Официальный сайт. URL: https://www.pogudin.ru/news/news_87.html (дата обращения 22.12.2023).
  • «Изменилась страна — изменился и зритель». Олег Погудин о новинках сезона. 11. 09. 2021. URL: https://spb.aif.ru/culture/person/izmenilas_strana_-_izmenilsya_i_zritel_oleg_pogudin_o_novinkah_sezona (дата обращения 22.12.2023).
  • Олег Погудин в телепередаче «Утро в Петербурге» // Телеканал «Санкт-Петербург». 21.09.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Xg0AQklS7MU (дата обращения 22.12.2023).
  • Народный артист России Олег Погудин: «Мы стараемся заниматься нашим прямым делом — искусством» / беседовал Денис Бочаров // Газета «Культура» 21.02. 2023. URL: https://portal-kultura.ru/articles/music/348500-narodnyy-artist-rossii-oleg-pogudin-my-staraemsya-zanimatsya-nashim-pryamym-delom-iskusstvom/ (дата обращения 22.12.2023).
  • «Олег Погудин в интервью «РГ» — о силе слова в наши дни / беседовала Стефания Данилова // Российская газета. 26.07. 2023. URL: https://rg.ru/2023/07/26/poezii-stadiony-ne-vazhny.html (дата обращения 22.12.2023).