Все новости

29 Ноября 2017

Космический десант Диденко или страсти по Шарикову

Петербургский путеводитель по культуре и искусству «Кот найдет!» поделился своими впечатлениями о недавней премьере театра «Приюте комедианта» спектакле Максима Диденко «Собачье сердце»

Билеты на спектакль «Собачье сердце» в «Приюте комедианта» заканчиваются задолго до показа, и причин тому несколько. Во-первых, премьера, во-вторых, произведение Булгакова, небезразличное, наверное, большинству российских жителей, в третьих, режиссер спектакля – молодой, но уже легендарный Максим Диденко. К тому же зрительный зал театра вмещает в себя всего 200 человек.

Наверное, самые яркие впечатления от «Собачьего сердца» остались у большинства из нас после просмотра фильма Владимира Бортко. Теперь есть шанс освежить ощущения просмотром спектакля: не изменяя содержания, режиссер делает ставку на форму, которая насквозь пронизывает сознание путем по-настоящему «космических» эффектов. Даже квартира профессора Преображенского напоминает космический корабль. Космический корабль смерти: с черепами, убийствами собак и людей, символичным самоубийством Швондера. Музыка, свет, пластика от Владимира Варнавы, замедленные видеопроекции с нескольких камер – в совокупности все это создает «Собачье сердце» XXI века, которое «кусает» нервные окончания, удивляет, открывает глаза до почти неморгания…

Профессор Преображенский – взрослый мыслящий человек, светило науки, но он слегка устал от того хаоса, что творится на просторах страны. «Разруха не в клозетах, а в головах». И он даже уже с этим не борется, просто дайте ему спокойно заниматься своим делом. В планах ученого – невероятный эксперимент, который в итоге приводит к превращению собаки в человека. И здесь театр Диденко не уступает кинематографу, подключая камеры, транслируя тексты на стены сцены и зала, давая зрителю возможность увидеть происходящее глазами Шарика. Намордник со встроенной камерой напоминает предмет из арсенала садомазо, отсылая нас к тому, что Шарик, а затем и Шариков – возможная жертва научного эксперимента. Селфи-камеры вступают в разговор со зрителем, фиксируя моменты (как водится в современном мире, ненадолго – уже завтра новый день, новый спектакль, новые зрители).

Черный цвет в спектакле – один из важных участников, подчеркивающий смысловую нагрузку. Превращая собаку в человека, доктор с его ассистентом облачаются в белые халаты: здесь они врачи, ученые. Решая вернуть пьянчужке Шарикову собачье обличье, экспериментаторы надевают черные балахоны: возможно, они уже палачи, те, которые лишают жизни человека… Швондер со своей помощницей – в красивом черном цвете, подтянутые, четкие, самоуверенные. Они тоже призваны выносить приговоры. И эта парочка точно знает, что делать с комнатами профессора, с самим профессором, с Шариковым и со всеми остальными. Маленькая ремарка в виде черной совы, которая то и дело выходит перед кулисами и поет печальные арии, несет в себе тревогу.

Шариков у Диденко – до невероятности омерзительный тип. В первом акте – пес, сгорающий от мук голода и человеческих обид, разрывающий сердце зрителя своими почти предсмертными конвульсиями, трогающий привязанностью к Преображенскому, во второй половине спектакля он преображается до неузнаваемости. Наглый, невыносимый, способный довести до нервного срыва даже, кажется, Будду. Ну как можно оставить такого в обществе? Ведь в мире и так уже полно «шариковых» – глупых, безответственных, злых. Хотя и «преображенских», ставящих себя на пьедестал Творца, немало…

Максим Диденко в очередной раз выворачивает своего зрителя наизнанку, шокирует, используя современные приемы в театре, но при этом не повторяясь. Вновь беря за основу классика, показывает, насколько он современен и актуален.

Режиссер — Максим Диденко
Инсценировка — Константин Федоров, Максим Диденко
Художник-постановщик — Галя Солодовникова
Видеохудожники — Олег Михайлов, Анастасия Нестерова, Никита Шишкин
Хореограф — Владимир Варнава
Композитор, музыкальный руководитель — Владимир Раннев
Художник по свету — Денис Солнцев

Подробнее о спектакле, даты показов

Наверх