Все новости

19 Мая 2017

«Нам было хорошо. Очень!»

13-15 мая на сцене театра «Приют комедианта» был показан спектакль по мотивам рассказов Василия Шукшина «Хорошо. Очень!» Все три дня зал заполнялся до отказа. Желающих попасть на премьеру оказалось больше, чем имеющихся кресел в зрительном зале. Кому-то пришлось смотреть прямую трансляцию по телевизору в театральном буфете.

Режиссер Василий Сенин создал замечательную комедию, в которой переплелись наивность ушедшего поколения и сожаление о том, что мы почти ничего о нем не знаем или не помним. Спектакль, можно сказать, «обречен на успех»! Артисты показывали на сцене ту жизнь, которая была в нашей стране 30 — 50 лет назад. Молодые зрители, восхищаясь игрой на сцене, весело смеялись, люди постарше – иронично улыбались. Неужели кто-то всерьез мог поверить в культ личности Л.И. Брежнева? Сцена, где супруги Ерины тихо плакали, обнявшись с портретом главного руководителя страны, сначала вызвала тихое недоумение в зале –режиссер не знает истории. Потом вдруг пришло осознание: «Кто из молодежи сейчас в состоянии точно сказать, чем отличался 1953 год от 1982 года?».

Сейчас проза Василия Шукшина становится все более популярной среди режиссеров. Его рассказы, очень похожие на театральные диалоги, обрели новую жизнь. А ведь когда-то давно писателя называли примитивным натуралистом. Выхваченные прямо из жизни, как будто подслушанные в сельском магазине или на переправе простые истории о простом русском народе. В каждой из них присутствуют колоритный народный юмор и слегка прикрытая смехом трагедия. Возникает впечатление, что Шукшин просто записывал эти диалоги в блокнот, вычеркивая или заменяя в них нецензурные слова более пристойными. В постановке и Василия Сенина мы видим традиционное для произведений В. Шукшина изображение противостояния народа и интеллигенции. Спектакль состоит из пяти частей, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку.

Часть первая «Микроскоп». Главный герой, Андрей Ерин (которого играет артист Вячеслав Коробицын) совершает первую попытку выйти из роли «тупого исполнителя» — представителя простого народа. Вместо того, чтобы пропить одну часть денег, а вторую честно отдать супруге, он покупает микроскоп. Эта совершенно не нужная в хозяйстве вещь делает его другим человеком. Он чувствует, как начинает приближаться к «ученым», меняется его речь, он мечтает о великих открытиях и даже перестает пить водку с дружками.

Часть вторая «Срезал». Рабочий пилорамы Глеб Капустнин (в исполнении Александра Рониса) появился на сцене в огромном самодельном шлеме. Он и газеты читает, и радио слушает, и умеет говорить умные слова, не особенно вникая в суть. При помощи этого удивительного качества, которым он обладает благодаря хорошей природной памяти, он может позволить себе спорить с людьми, имеющими более высокий статус – с кандидатами наук или офицерами.

Часть третья «Мой зять украл машину дров». Противостояние простого парня, хорошего рабочего Вени Зяблицкого (играл артист Вячеслав Коробицын) и общественного обвинителя, интеллигента, которого превосходно сыграл Александр Ронис, достигает своего апогея. Как было известно еще со времен В.И. Ленина, интеллигенция – это не класс, а колеблющаяся прослойка, которую можно легко купить или напугать. Поэтому обвинитель поддерживает злобных и нечестных женщин, жену и тещу обвиняемого Зяблицкого. Однако, Вене удается победить в этом поединке.

Часть четвертая «Мужик Дерябин». Деревенский мужик (в исполнении Александра Рониса) настолько поднаторел в политических спорах и возгордился, что вполне искренне поверил в собственную непобедимость. Однако, не учтя опыт и негласные правила, по которым живут и работают современные чиновники, потерпел поражение.

Часть пятая «Сапожки». Действие возвращается к своему началу. Спираль закручивается. Сергей Духанин (играет артист Денис Кириллов) тратит половину зарплаты на красивые сапоги для своей жены, которые ей совершенно не подходят. Однако, это приподнимает его над тупой обыденной жизнью, и все чувствуют его внутренний рост.

Шлягеры советского времени, пляски, частушки – все это делает спектакль настолько зрелищным и динамичным, что по его окончании хочется сказать: «А все-таки тогда было очень хорошо!»

Текст: Мария Гузарева
Арт-журнал «Около»

Наверх